Информация о правах детей мигрантов в РФ.

Четверкин Сергей - Бизнес менеджер
 
Россия – страна, которая привлекает граждан соседних государств, в частности, стран бывшего СССР своими условиями труда. На сегодня механизм трудовой миграции в РФ значительно улучшился и упростился, потому следом за трудовыми мигрантами приезжают и их семьи. Семейная миграция ныне популяризировалась, при этом также возник ряд вопросов перед государственными органами и структурами.

Один из вопросов – право пребывания детей-иностранцев на территории РФ. Как известно, оно законодательно не урегулировано, а, значит, и нахождение в России детей иностранцев также не легализировано.

Дети и закон

Пребывание детей-иностранцев в России ограничивается 90-дневным сроком временной регистрации. «Ребёнка гражданина другого государства в любом случае необходимо вывозить за границу России раз в три месяца, даже если его родитель-иностранец живёт и работает безвыездно по разрешению на работу» - отмечает Ю. Флоринская (специалист Центра миграционных исследований).

«Детям продление срока пребывания в России – не предусмотрено, что явно говорит об ущемлении их прав. Учиться в школе имеют право те дети, у которых есть ВНЖ или РВП – все остальные должны подтверждать своё легальное пребывание на территории РФ путём пересечения границы каждые 90 дней. То есть, родители-мигранты должны вывозить своих детей за границу России каждые три месяца. Конечно, это не удобно и финансово, и физически».

Школы контролирует УФМС

УФМС и прокуратура тщательно проверяет, учатся ли в средних учебных заведениях дети иностранных граждан. Дело в том, что школы принимают на обучение всех детей, вне зависимости от их гражданства, руководствуясь международным правом каждого ребёнка на образование, но при этом, якобы нарушая миграционное законодательство – в результате чего школы штрафуются за приём на учёбу нелегалов.

Школы обязаны принимать детей мигрантов, чьи документы (миграционные карты и разрешения на работу) не просрочены. В случае просрочки документа родителя – ребёнок отчисляется со школы в срочном порядке (даже в средине учебного года). По мнению экспертов, эти меры достаточно жестки и жестоки по отношению к ребёнку и не соответствуют не только его интересам, но и интересам страны.

«Нелегалы» в школе…

По сути, правовая ответственность за действие родителей перекладывается на их детей. Если отец-мигрант не оформил разрешение на работу в РФ или вовремя не пересёк границу – его ребёнок не должен учиться в школе. Юристы отмечают, что это никак не вяжется с Конвекцией о правах ребёнка, согласно которой ребёнок должен получить образование, медицинское обслуживание и защиту от дискриминации в том государстве, в котором он пребывает и вне зависимости от статуса родителей.

«Конституция нашей страны говорит о том, что Международное право имеет приоритет над федеральным. Те госслужащие и государственные инстанции, которые не признают международное законодательство – просто демонстрируют свою недисциплинированность, - отмечает Р. Муру – член Совета по правовым вопросам при правительстве РФ в г. Санкт-Петербург. – Помимо этого, в Конституции РФ чётко и ясно указано, что взрослые и дети являются разными субъектами. О том, что ребёнок незаконно пребывает в нашей стране, нельзя говорить – он не является правонарушителем. Об этом необходимо напомнить прокуратуре, если она данный факт не учла».

Почему иностранцы в школе – это хорошо?

Если в школе среди учащихся не более 50% иностранных граждан, то это благотворно влияет на учебный процесс (отсутствие конфликтов, высокая успеваемость). К примеру, в смешанных классах (дети-граждане и дети-мигранты) ученики коммуницируют друг с другом, в определённой мере «подтягивают» в учёбе и т.д. Иностранные учащиеся быстрее осваивают русский язык и культуру, демонстрируют рвение к знаниям своим одноклассникам и нежелание вступать в рисковые ситуации. К примеру, дети мигрантов, в отличие от детей граждан РФ реже поддаются негативному влиянию, в частности – алкоголю и табакокурению.

Схожие приоритеты, цели и мечты всё же объединяют детей из РФ и других государств: и те, и другие занимаются спортом, стремятся получить высшее образование, построить карьеру, быть счастливыми. Дети мигрантов имеют такие же умственные способности и развитие как дети россиян.

Дети мигрантов не несут никаких угроз, хорошо учатся в школе, несмотря на затруднительное финансовое положение их родителей и неустроенность семьи в целом, но в дальнейшем, всё же, есть основания полагать, что они устроят должным образом своё будущее.